Проект «Чижик» обойдется Петербургу как 570 новых трамваев

4 апреля чиновники комитетов по транспорту и развития транспортной инфраструктуры, а также руководители подведомственных организаций пришли в Законодательное Собрание, чтобы ответить на вопросы руководителя фракции ЛДПР в парламенте Петербурга Олега Капитанова.

Олег Александрович почти час «интервьюировал» представителей исполнительной власти. Из беседы депутата и чиновников можно понять, как будет в ближайшие годы развиваться транспортная система Петербурга.

Первый вопрос касается деятельности «Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга». На бюджетно-финансовом комитете мы слышали критику по поводу эффективности расходования средств этим учреждением. В то же время я понимаю, что платные парковки необходимы. В центре целый ряд проблем из-за большого количества припаркованных автомобилей. Есть ли план размещения платных парковок и когда он будет внедряться в жизнь?

— По центральному району в прошлом году проводились работы по проектированию размещения парковочных мест, парковочного оборудования, сейчас работы в процессе выполнения. Параллельно с этим комитет по инвестициям ведет поиск инвестора для создания зоны платных парковок в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах. Неоднократно проводились совещания, инвестор выносил предложения, но согласования они не получили. На текущий год денежные средства на создание и проектирование парковок из бюджета не выделены. Этот процесс отложен на период проведения чемпионата мира. Пилотная зона в Центральном районе на 2800 мест показывает отрицательную доходность, но порядка 100 миллионов рублей в год она приносит. Так что это направление будет развиваться.

— Можно ли где-то увидеть план размещения зон платной парковки?

— Центральный, Адмиралтейский и Петроградский районы войдут в зону платной парковки  целиком по границам административного деления. В результате проектирования изучается возможность выделения дорожной сети, учитывается изменение схемы движения, оптимизация и переходы в одностороннее движение, выделяются места для инвалидов – 10 % по федеральному закону. После этого создается максимально возможное количество парковочных мест.

— Какие льготы для многодетных семей существуют в рамках системы платных парковок и как часто нужно представлять документы для подтверждения прав на льготы?

— Жители зоны платной парковки должны вносить ежегодный авансовый платеж 1800 рублей, разрешение выдается на три года. Все остальные льготные категории: ветераны, инвалиды, многодетные семьи получают разрешение, которое действует весь период пока у них существуют льготы.

— Как планируется развивать сеть велодорожек? Существуют ли планы по изменению режима движения по этим полосам в зимний период? Будет ли введена сезонность, ведь зимой они не используются?

 

— В прошлом году запроектировано и построено около 40 километров веломаршрутов. В этом году запланировано продолжить начатое: на  юге, в центре, на севере появится еще порядка 40 километров веломаршрутов, также будет создано 2 маршрута в Адмиралтейском и Василеостровском районах. По поводу уборки в зимний период решается вопрос о передаче велосипедных маршрутов на баланс Комитета дорожного хозяйства. Будут выноситься предложения по изменению регламента уборки.

Сегодня технология уборки снега предполагает его складирование в прилотковой части, там, где расположены велодорожки. По регламенту снег должен убираться от 8 до 20 суток в зависимости от категории улиц. Мы понимаем, что эти работы должны производиться практически одновременно с уборкой магистралей. В новый сезон мы будем пересматривать нормативы.

— Вопрос к «Мостотресту»: Биржевой мост будут ремонтировать без закрытия?

— Проект разрабатывался Комитетом по строительству. Проектные работы планируют завершить к августу 2018 года. Подразумевается ремонт как механизмов, так и пролетного строения. По результатам прохождения экспертизы будет принято решение о сроках проведения строительно-монтажных работ. По адресной программе это 2020-21 год. Что касается закрытия: если закрываем, сокращаем сроки, если оставляем движение, сроки продлеваются. Вопрос будет рассматриваться совместно с Центром транспортного планирования, будут выявлены транспортные потоки, сейчас сказать точно нельзя.

— Дирекции транспортного строительства: зачем понадобилось создавать «мегалоты» на ремонт дорог и почему стоимость работ существенно различается в зависимости от места проведения работ: например, на северо-западе почти в 2 раза дешевле, чем на юго-западе города?

— Дело в том, что мы использовали разные схемы торгов. Наиболее результативным является, когда ремонт планируется в рамках одного района или двух рядом находящихся. Это решает вопрос смежников – чтобы не получилось так, что разные подрядчики, встречаясь на смежных участках, не могли договориться. Это основная причина. Один подрядчик решает все вопросы элементарно. По поводу стоимости: набор работ в рамках ремонта может быть абсолютно разным.

— Вопрос по содержанию дорог: если подрядчик осуществляет ремонт дорожной сети района в целом, он выполнил работы, потом он по закону в течение нескольких лет несет гарантийные обязательства. В идеале, наверное, он должен осуществлять обслуживание дорог, чтобы при наступлении гарантийных обязательств не смог сказать, что это произошло из-за неправильного содержания?

— Такие разговоры не принимаются. Всегда легко понять, что стало причиной: результат недобросовестно выполненных работ или некачественной эксплуатации. Это легко определить даже визуально. Мы это отслеживаем, у нас работает целое структурное подразделение, которое занимается отслеживанием гарантийных сроков, плюс помогают обслуживающие организации и неравнодушные граждане. Когда выявляются недочеты, которые возникли из-за некачественной работы, мы выводим соответствующего подрядчика, как правило, они выходят безоговорочно.

В продолжение «дорожной» темы. Когда мы с вами в прошлый раз встречались, я задавал вопрос о развороте на Дачном проспекте. Мне направили официальное письмо, в котором сообщалось, что Дачный и проспект Новаторов будут расширяться. По плану работы должны были начать в это году.

— В процессе проектирования, к сожалению, выясняется то, чего нельзя было предусмотреть до начала работ. В данном случае есть сложные вопросы. Мы надеемся, что в этом году получим положительное заключение экспертизы. Сроки проведения работ будут зависеть от того, успеем ли мы провести торги на осуществление строительно-монтажных работ в этом году или в следующем. Со строительной точки зрения строительный сезон по дорожным работам лучше начинать весной.

— Насколько я понимаю, изначально по Дачному проспекту рассматривался менее масштабный проект – организовать разворот в разделительной полосе. Это решение, может быть, помогло бы решить проблему с пробкой. Мы общались с главой района, с представителями ГИБДД, которые говорили, что для выполнения этого решения не нужно больших средств. Почему этот вариант был отвергнут?

— На самом деле у нас сегодня в разработке минимизированное решение. По поводу временных решений – мы не занимаемся временными решениями, потому что для освоения городских средств нужно пройти экспертизу, а временные решения экспертизе не подлежат. Мы можем говорить только о нормальной реконструкции, проектировании и строительных работах.

— По поводу метрополитена. Имелась информация о задержке более чем на 3 месяца заработной платы строителям метрополитена. Как разрешена ситуация?

— Ситуация действительно была. Сейчас проблема решена.

  - С чем связана переброска денежных средств с Красносельской линии на Фрунзенско-Приморскую и как это повлияет на сроки строительства?

— Переброска денег – это нормальная практика. На сроки это никак не повлияет.

— Смертельный переход через ж/д пути на Яхтенной. Проблема не решается уже много лет. Почему там не поставить ворота, которые бы при красном сигнале светофора закрывались, при зеленом – открывались? Для этого же не нужны большие вложения?

— Неоднократно собирались в Октябрьской железной дороге по этому вопросу. Специалисты говорят о том, что если закрывать, велика вероятность того, что на путях могут оказаться  люди и им некуда будет деться. Железнодорожники сделали две вещи: снизили скорость движения с 80 до 40 километров в час и установили «красную полосу». Те случаи, которые происходили, были связаны с тем, что люди слушали музыку или играли в телефон, поэтому на пешеходной части была размещена полоса, которая сигнализирует о том, что вблизи находится поезд. Эти меры, как считают железнодорожники, оптимальны.

— Они решили на этом остановиться?

— Шлагбаумы, ворота, двери могут привести к тому, что один или несколько человек могут оказаться на железнодорожных путях.

 

— Темпы строительства метрополитена в 21 веке отстают от темпов строительства в 20 веке. С чем это связано: стала хуже техника, недостаточное финансирование? Как мы в будущем планируем развивать метрополитен с учетом Кудрово, Приморского района?

—  Строительство метро связано с выделением денежных средств. Технологии, по которым мы строим, практически не изменились, современная техника стала лучше, единственная проблема – недостаточное финансирование. Что касается Кудрово, по распоряжению губернатора метро появится к 2025 году.

— Какая работа проводиться для снижения стоимости строительства станций метрополитена? Может быть, создавать линии наземного метро, может делать вестибюли менее богатыми?

— Проекты и так оптимизируются, когда проходят экспертизу. Дешевле дешевого построить все равно невозможно.

— Приморский район. Богатырский проспект от Торфяной дороги до Байконурской, там стало шире, но участок все равно стоит. Как эту проблему собираетесь решать?

— Заказчиком является комитет по строительству. Это к ним вопрос.

— Вопрос к Дирекции по организации дорожного движения. Собираетесь ли вы запрещать рекламные вывески с неоновой подсветкой вблизи светофоров? Планируете ли вы вносить изменения в законодательство или этим вопросом нужно заняться депутатам?

—  Наше мнение: яркие мигающие рекламные носители отвлекают водителей.  С недавнего времени мы устанавливаем устройства для привлечения внимания, сигнализируеющие, что впереди находится пешеходный переход, рекламщики своими конструкциями перекрывают эти средства. Наша позиция – нужно минимизировать эту историю.

— Считаете ли вы необходимым запретить движение на велосипедах и сигвеях по аллеям парков и скверов?

— Правилами дорожного движения запрещено движение велосипедистов по пешеходным дорожкам. Если устанавливать на тротуарах дополнительные знаки, которые дублируют ПДД, это приведет к затруднению уборки и неэффективному расходованию средств. На мой взгляд, здесь нужно обязать силовиков активнее работать.

На Синем мосту постоянно происходят ДТП – по две-три аварии в день. Планируете ли вы что-либо сделать для решения этой проблемы?

— Нами уже нанесены шумовые полосы для снижения скорости движения автомобилей. Чтобы решить проблему, нужно разрабатывать проект. Нужно ли тратить большее количество средств на это?  У нас весь центр города – это зона государственной исторической охраны памятников. Если мы сюда зайдем, столкнемся с кучей проблем, связанных с сохранением объектов культурного наследия.

— Из-за забытых вещей сотни раз закрывались станции метро. Некоторые депутаты предлагали ввести административную ответственность за забытые в метро вещи. Как оцениваете такую инициативу?

— Мы поддерживаем введение административной ответственности. Соответствующие изменения внесены в правила пользования петербургским метрополитеном. Сейчас прорабатывается вопрос о внесении изменений в законодательство. В 2017 году произошло более 3 тысяч закрытий станций метрополитена, бюджет недополучил около 16 миллионов рублей налогов. С другой стороны, у нас  остро стоит проблема взимания административных штрафов: составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право только председатель комитета по транспорту и его заместители. Раньше эту работу выполняли подведомственные учреждения, но после протеста прокуратуры пришлось отказаться от этой практики. Для нас это огромная проблема, этой работой некому заниматься.

— В преддверии чемпионата мира по футболу «Пассажиравтотранс» выиграл конкурс на выделение 164 автобусов для перевозки болельщиков. Значит, автобусы будут сниматься с городских маршрутов?

— Это дополнительный контракт на заказную перевозку. Для горожан у нас объемы утверждены договорами с комитетом по транспорту. В 2018 году это 103 миллиона километров (расстояние до Луны 357 тыс. километров, можно 140 раз «съездить» туда и обратно – О.К.). На 9 матчей мы выпустим дополнительные автобусы. У нас сегодня список линейного подвижного состава 1925 автобусов, на маршруты ежедневно выходит 1500 единиц. То есть у нас есть резерв, мы активно готовим подвижной состав к мероприятиям, увеличим коэффициент выпуска на период проведения чемпионата мира.

— Недавно запущен частный трамвай «Чижик», это прибыльная история или некое заигрывание с  бюджетными средствами и город выплачивает инвестору недополученную прибыль, как происходит с ЗСД?

— Это пилотный проект. Маршруты, которые существовали, были пассажироемкими и приносили прибыль. В связи с тем, что средств на покупку нового подвижного состава выделяется недостаточно, была предложена схема с привлечением частного инвестора. Была утверждена финансовая модель. Первый месяц они проработали без взимания платы. Город финансировал  разницу между доходами, которые собрал концессионер и затратами, которые он понес. Финмодель построена из расчета определенного пассажиропотока, если концессионер собирает запланированные доходы, город ничего не платит. Если доходы превышают запланированные, средства распределяются между городом и концессионером по утвержденной формуле.

— Сколько трамваев мог бы купить город, если бы затраченные на проект «Чижик» деньги были направлены на приобретение подвижного состава?

— Проект рассчитан на 30 лет. Инвестор использует собственные и заемные средства, инвестиционная часть проекта – 16 миллиардов рублей. Общая стоимость проекта около 100 миллиардов на 30 лет (город мог бы купить 571 трамвай за 175 миллионов рублей).