Депутаты фракции ЛДПР в Государственной Думе во главе с Председателем партии Леонидом Слуцким вносят в нижнюю палату проект закона, обязывающий крупные торговые сети размещать на своих полках товары региональных производителей. Они должны составлять не меньше 25% от всего ассортимента, уточняют парламентарии
Авторы законопроекта предлагают разработать обязательную систему квотирования региональных производителей в торговых сетях. Ритейлеры в этом случае будут должны размещать на полках магазинов не менее 25% товаров региона, в котором они изготовлены, от всего объёма ассортимента торговой точки.
Таким положением парламентарии призвали дополнить закон об основах регулирования торговой деятельности в России. Местные производители не должны самостоятельно тратить время на поиски рынков сбыта в своей стране, считают в ЛДПР. Изменения предлагается внести в статью 8 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Соответствующая инициатива внесена в Государственную Думу 15 января 2024 года.
В последние годы наблюдается тенденция к укрупнению федеральных торговых сетей и прекращению деятельности региональных сетей. В связи с недружественными действиями ряда иностранных государств и санкций в отношении РФ, повлекшими уход с рынка иностранных компаний, особую значимость приобретает обеспечение продовольственной безопасности граждан и государства.
‒Товары региональных производителей должны попадать на полки в местные магазины крупных сетей. Это логистически выгодно, это экономия на стоимости. Во-вторых, продукты останутся свежими, возрастет качество питания людей. Ну и конечно же развитие предпринимательства, рабочих мест, а это экономика, доходы граждан. Все эти причины, очевидные для людей, не раз были услышаны нами в ходе встреч в поездках. Как и заявляли, вносим на рассмотрение Госдумы законопроект об обязательном введении в сетевых магазинах и гипермаркетах «местных полок», ‒ объяснил Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий.
Торговые сети монополизируют розничный рынок, из-за чего местные предприниматели теряют каналы сбыта. Основная цель инициативы ЛДПР — поддержать региональных товаропроизводителей.
«Предлагаемые законопроектом изменения закрепляют требования к показателю доли местной продукции, которая должна быть представлена в торговых объектах, что в дополнение к иным мерам государственной поддержки позволит стабилизировать рынок в условиях тенденций к его монополизации федеральными торговыми сетями, расширить возможности сбыта для местных производителей, усилить предпринимательскую активность в регионах. Такие меры будут содействовать реализации экономического и культурного потенциала субъектов Российской Федерации», ‒ говорится в пояснительной записке к документу.
Актуальность государственной поддержки местных товаропроизводителей демонстрирует и то обстоятельство, что малый бизнес при содействии органов государственной власти самостоятельно предпринимает меры по развитию каналов сбыта для местных товаропроизводителей.
Например, в Хабаровском крае в 2022 году Краевым сельскохозяйственным фондом в сотрудничестве с рядом компаний запущен проект «Фермерские островки», благодаря чему фермеры и небольшие сельхозкооперативы получили доступ в крупные торговые сети. В 2020 году торговая сеть «ВкусВилл» начала проект «Региональная полка» в целях поддержки местных производителей в Республике Татарстан, впоследствии распространив положительный опыт на г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Калужскую, Ростовскую, Воронежскую и Нижегородскую области, а также на иные субъекты РФ.
ЛДПР не первый раз указывает на необходимость поддержки малых форм хозяйствования. Позиция партии — предоставить местным производителям приоритетное право размещать свою продукцию на полках сетевых магазинов. Поддержка региональных товаропроизводителей также будет способствовать решению вопроса импортозамещения на российском рынке. Кроме того, это поможет сделать более популярной идею "покупай местное в России", считают эксперты.
На важность поддержки региональных производителей обратил внимание Президент Российской Федерации в ходе прямой линии и большой пресс-конференции 14 декабря 2023 года, обратившись к главам субъектов Российской Федерации с указанием на необходимость способствовать продвижению региональных брендов.
В 2021 году торговая сеть «Магнит» выкупила сеть магазинов «Дикси», а торговая сеть «Лента» – сеть супермаркетов «Билла Россия». Региональная сеть «Семья» (Пермский край) была приобретена торговой сетью «Лента», а сеть супермаркетов Тамбовской области «Огонек»/«Эконом» в связи с недостаточной прибыльностью прекратила свою деятельность, её торговые объекты были переданы торговой сети «Пятёрочка».
Только 14% от общего объёма закупок торговой сети «Магнит» приходится на местных поставщиков. В магазинах «Магнит» Пермского края доля местной продукции приближается к 16%. На долю местных товаров в торговой сети «Лента» приходится около 20% от общего ассортимента. Местные товары в торговых объектах сети «Пятёрочка» составляют около 15% от ассортимента.